» » Эксперты оценили уровень затрат россиян

Финотека

Эксперты оценили уровень затрат россиян

Эксперты оценили уровень затрат россиян

Россияне меняют свои потребительские привычки: жители РФ становятся более разборчивыми в выборе товаров, меньше зависят от брендов и ищут предложения по более низким ценам, говорится в исследовании консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) «Российские потребители: что поставлено на карту?», которое имеется в распоряжении РИА Новости.

 

Оно показало, насколько с 2013 года изменились потребительские предпочтения россиян, распределение трат относительно разных категорий товаров и услуг и подход к покупкам в целом.Исследование было проведено в 2017 году среди 4 тысяч респондентов с учетом 42 категорий покупок в трех направлениях — продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги.

 

«Российские потребители стали более разборчивы и готовы платить больше только за отдельные товары важных для качества жизни категорий, они менее зависимы от брендов и находятся в постоянном поиске низких цен, а каждый третий из них сокращает свой общий объем расходов. При этом россияне меньше беспокоятся о будущем, но и менее оптимистичны», — говорится в исследовании.

 

В целом, по мнению BCG, новая поведенческая модель россиян приближается к модели стран Восточной Европы. По словам партнера BCG, главы экспертной практики по розничной торговле и потребительским товарам в России и СНГ Ивана Котова, в России произошла «перезагрузка» отношения к покупкам во всех категориях потребителей — от самых малообеспеченных до тех, у кого доход высокий.

 

«Половина предпочитает копить, а не тратить. А те, кто совершает покупки сегодня, делают это гораздо осмотрительнее, более разборчивы и готовы приложить усилия, чтобы найти лучшее по цене и качеству предложение», — добавил Котов.

 

Ценности и страхи новой реальности

 

В последние несколько лет, напоминает консалтинговая компания, экономическая ситуация в России осложнялась, в частности рост номинальных доходов россиян отставал от инфляции. Одновременно меняется и поведение российских потребителей — они приспосабливаются к «новой реальности».

 

«Россияне меньше беспокоятся о будущем (снижение на 5% в 2017 году по сравнению с 2013 годом), но в то же время становятся и менее оптимистичными, опасаясь лишиться работы и финансовой стабильности, что в целом ближе к модели развитых стран», — отмечает BCG. Так, с утверждением «Я с оптимизмом смотрю в будущее» в опросе текущего года согласились лишь 55% опрошенных против 70% в 2013 году.

 

Вместе с безопасностью (67%) эти три ценности одинаково значимы для потребителей всех уровней дохода.Самые важные ценности для российских потребителей, по результатам исследования — это дом и семья (эту ценность к «очень важной» отнесли 83% респондентов), а также здоровье (78%).

 

«Однако для молодых людей 18-29 лет традиционные ценности (дом и семья, здоровье, безопасность и стабильность) менее важны, чем для других возрастных групп», — добавляет компания.Другие ценности, продолжает BCG, существенно варьируются в зависимости от уровня дохода.

 

За что готовы и не готовы платить россияне

 

С учетом необходимости экономить, россияне, если не считать граждан с высоким доходом, теперь уже не готовы платить, например, за удобство или более качественный сервис в магазине. В ходе опроса 35% его участников подтвердили, что сокращают общий объем потребления.

 

Доля базовых расходов (еда, транспорт и услуги ЖКХ) увеличилась до 60%, а располагаемые доходы для покупок в других категориях уменьшились. «Потребители воспринимают непродовольственные категории как »необязательные«, и здесь они, прежде всего, готовы тратить на одежду, лекарства, косметику и бытовую технику», — отмечается в исследовании.

 

Россияне все чаще предпочитают откладывать крупные покупки, а не тратить деньги, гораздо реже действуют под влиянием импульса и стараются найти самые низкие цены.Консалтинговая компания считает, что существенно изменился и менталитет потребителей.

 

«В то же время потребители перераспределяют свои расходы в пользу тех категорий, которые связывают с более высоким качеством жизни — здоровое питание (фрукты и овощи, молочные продукты, мясо, категория »фреш« в целом), детские товары, лекарства, образование, путешествия — сокращая свой бюджет на алкоголь, табачные изделия, готовую и замороженную еду», — добавляет BCG.

 

«Подтверждает тренд консервативного и рационального покупательского поведения и тот факт, что покупки перестают быть синонимом счастья: число тех, кому покупка новых вещей помогает почувствовать себя счастливым, сократилось с 60% до 46% в 2013–2017 годах», — говорится в исследовании.

 

Наконец, для граждан РФ перестали иметь подавляющее значение бренды: лишь 24% респондентов считают, что бренды отражают их и их ценности. «Более позитивно потребители относятся к брендам цифровых компаний, электроники и непродовольственных ритейлеров, менее позитивно — к брендам банков, телекомов и компаний сектора FMCG (товары повседневного спроса — ред.)», — замечает компания.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше..

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу